Бухгалтерский учет представляет собой систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении о состоянии имущества, обязательствах и капитале компании. Это не просто набор цифр в таблице, а система, которая позволяет предпринимателю оценить эффективность своей деятельности, контролировать финансы, планировать развитие и быть готовым к встрече с налоговой. Данные бухучета помогают отслеживать финансовое состояние бизнеса, принимать правильные решения по развитию и избегать финансовых проблем.
Бухгалтерский учет, простыми словами, это постоянное отражение всех финансовых операций в специальных документах. Бухучет обеспечивает внутренних (менеджмент) и внешних (ФНС и др.) пользователей всей необходимой информацией о деятельности компании.
Объекты бухучета:
- Факты хозяйственной деятельности компании. Это любая сделка или операция, которая влияет на финансовые результаты компании
- Активы и пассивы. К активам относятся имущество и имущественные права, товарные остатки, а также долги покупателей. Пассивы – обязательства (долги) компании. Например, кредиты, задолженность перед поставщиками или авансы покупателей
- Источники финансирования — деньги, которые используются для работы. Например, уставный капитал, инвестиции, субсидия от государства
- Доходы и расходы компании
Многие начинающие предприниматели считают, что бухучет нужен только крупным компаниям, а для малого бизнеса достаточно вести простую отчетность. Однако это не совсем так. В некоторых ситуациях бухучет обязателен и необходим даже компании с минимальным оборотом.
В каких ситуациях нужен бухучет
Обязательная отчетность. В России установлены правила о обязательной отчетности для различных форм предпринимательства. Так, ООО на общем режиме обязаны сдавать налоговую отчетность и вести бухучет (требование положения по бухгалтерскому учету).
Получение кредита. Банки требуют от заемщиков финансовые документы, чтобы оценить их кредитоспособность. Бухучет помогает подтвердить ее и увеличивает шансы получить кредит.
Привлечение инвесторов. Средства вкладывают в прозрачный бизнес, который имеет положительную динамику развития. Бухучет служит подтверждением, что дела идут неплохо, и деньги будут использованы эффективно.
Управление бизнесом. Понимание финансового положения позволяет принимать продуманные решения по текущей деятельности, инвестированию в новые проекты, управлению затратами и увеличению прибыли.
Как вести бухучет
Организовать бухучет можно по-разному. Представители малого бизнеса могут вести его в упрощенном виде, который предполагает более простую форму отчетности. При небольшом количестве операций для бухучета можно использовать специальные программы и онлайн-сервисы.
Также следует учитывать, что действует единый стандарт (ФСБУ 27/2021), который устанавливает требования к первичной документации в бухгалтерии и документообороту в бухгалтерском учете, в том числе в коммерческих организациях. В документе прописан порядок оформления документов, внесения правок, хранение документов и ведение документооборота с момента составления до передачи в архив. Применять его должен в том числе малый и средний бизнес, использующие упрощенный бухучет.
Материал по теме: Документооборот в организации: изучаем ФСБУ 27/2021
Для более сложных бизнесов с большим количеством операций и отчетности рекомендуется иметь бухгалтера, который профессионально будет вести бухучет и сдавать отчетность.
Аутсорсинг – еще один популярный вариант для малого и среднего бизнеса. Он позволяет получить профессиональные услуги, но не брать работника в штат.
Правила бухучета компании обязательно нужно закрепить в ее учетной политике, а также подготовить формы первичных документов. Найти их актуальные шаблоны можно в «Конструкторе документов» на Цифровой платформе МСП.РФ.