На заключительном в 2022 году заседании Совфед утвердил и передал на рассмотрение президенту более 90 законов

На заключительном в 2022 году заседании Совфед утвердил и передал на рассмотрение президенту более 90 законов Расскажем о наиболее важных изменениях, которые касаются единого налогового платежа, судебного процесса, исполнительного производства, медосмотров работников, госслужбы и ряда других вопросов.
С 1 января хотят скорректировать правила единого налогового платежа и НДФЛ Предлагают со следующего года уточнить ряд правил перечисления единого налогового платежа. Среди новшеств, большинство из которых может начать действовать уже с 1 января, стоит выделить такие: изменят порядок учета уточненных деклараций и расчетов при определении совокупной обязанности (пп. "а" п. 1 и п. 11 ст. 1 проекта); в совокупной обязанности не станут учитывать суммы, по которым приостановили уплату на период рассмотрения заявления об отсрочке или рассрочке (пп. "б" п. 1 ст. 1 проекта); налоговому агенту доначислят НДФЛ, если при проверке обнаружат, что налог не удержали (пп. "в" п. 12 ст. 2 проекта); уточнят нормы об автоматизированной УСН и среди прочего снимут запрет применять спецрежим теми, кто перечисляет ЕНП (ст. 4 проекта); приведут в соответствие правила расчета и уплаты НПД самозанятыми (ст. 3 проекта). Часть поправок касается налоговых агентов по НДФЛ. Так, планируют установить единое правило: удержанный налог перечисляют в бюджет по месту учета налогового агента (месту его жительства) и по месту нахождения каждого его обособленного подразделения (пп. "б" п. 12 ст. 2 проекта). При этом неважно, НДФЛ больше 650 тыс. руб. или нет, как это предусмотрено сейчас. Также для налоговых агентов хотят перенести срок, в который нужно сообщить о невозможности удержать налог: с 1 марта на 25 февраля (пп. "а" п. 12 ст. 2 проекта). Предполагают, что поправки по НДФЛ вступят в силу через месяц после опубликования (ч. 3 ст. 7 проекта). Проект Федерального закона N 239738-8 Предлагают приостанавливать судебные и исполнительные производства с участием мобилизованных Арбитражный суд могут обязать приостановить производство по делу, если истца или ответчика, например, призвали на военную службу по мобилизации. Суд сделает это, если такой гражданин не заявил ходатайство о рассмотрении спора без него (п. 1 ст. 2 проекта). Суд будет вправе приостановить производство, если аналогичная ситуация (призыв по мобилизации и пр.) произошла с участником дела – единоличным исполнительным органом юрлица. Речь идет о случаях, когда он не передал управление организацией другому лицу, а рассмотреть дело без него невозможно (п. 2 ст. 2 проекта). Сходные изменения планируют внести в ГПК РФ и КАС РФ (ст. ст. 3 и 5 проекта). Приставов обяжут полностью или частично приостановить исполнительное производство с участием, например, мобилизованного должника. Если такой гражданин (в т.ч. ИП) — взыскатель, для приостановки нужна его просьба (пп. "а" п. 1 ст. 4 проекта). Это правило не распространят на требования возместить вред из-за смерти кормильца и выплатить алименты (пп. "б" п. 1 ст. 4 проекта). Вероятно, поправки вступят в силу со дня опубликования федерального закона (ч. 1 ст. 8 проекта). Проект Федерального закона N 223501-8 Работодателей и банки хотят обязать приостановить исполнение требований взыскателей к мобилизованным Тот, кто перечисляет зарплату и иные периодические платежи должнику, обязан будет временно перестать исполнять требования о взыскании денег. Речь идет о требованиях, например, к мобилизованному, которые поступили или еще поступят в форме исполнительных документов прямо от взыскателя. Исключение — требования возместить вред из-за смерти кормильца и выплатить алименты (ч. 2 ст. 7 проекта). Приостановить исполнение нужно со дня получения заявления. Подать его сможет должник или член его семьи. Последнему нужно приложить документ о родстве. Сходные правила хотят ввести и для кредитных организаций, которые обслуживают счета должника-гражданина, в т.ч. ИП (ч. 1 ст. 7 проекта). Изменения могут начать действовать со дня опубликования федерального закона (ч. 1 ст. 8 проекта). Сейчас, в частности, работодатели и банки без участия ФССП приостанавливают исполнение требований к ряду военнослужащих и их семьям при возврате просроченных долгов по кредитным договорам. Проект Федерального закона N 223501-8 Взыскателям могут запретить указывать в заявлениях для приставов и банков свои иностранные счета В заявлении о возбуждении исполнительного производства потребуют отражать реквизиты банковского счета взыскателя в российской кредитной организации или его казначейского счета. Речь идет о случаях, когда по исполнительному документу нужно взыскать деньги. Реквизиты аналогичных счетов придется отражать в заявлении для кредитных организаций, в которые можно напрямую направить исполнительный документ о взыскании денег или об их аресте. Правила вступят в силу через 10 дней после даты опубликования федерального закона. Сейчас взыскатели могут указать вместо российских счетов зарубежные. Проект Федерального закона N 155721-8 Предлагают установить право проводить медосмотры работников удаленно С сентября 2023 года хотят разрешить использовать медизделия, которые дистанционно передают информацию о состоянии здоровья. Это позволит удаленно проводить медосмотры отдельных сотрудников до, после и в течение рабочего дня (смены, рейса). Для дистанционной проверки потребуют обеспечить идентификацию личности, чтобы никто не прошел медосмотр за работника. Также эти сотрудники должны 2 раза в год очно проходить исследования на наличие в организме наркотиков, психотропных веществ и их метаболитов. Проект Федерального закона N 35884-8 Отменяют квалификационные экзамены для госслужащих и уточняют порядок оценки их профуровня По Закону о госслужбе не надо будет проводить квалификационные экзамены на классные чины. Напомним, сейчас такие экзамены проводят для ряда служащих, которые работают по срочному контракту. За кадровыми подразделениями госорганов закрепят обязанность проверять, соответствует ли служащий либо кандидат на должность квалификационным требованиям. Речь идет о ситуациях, когда такое полномочие не исполняет кто-то еще (в частности, конкурсная или аттестационная комиссия). Кадровики будут в том числе оценивать профессиональный уровень. К оценке они привлекут подразделение, в котором учреждена должность. Можно будет привлекать также научные, образовательные и другие компетентные организации. В законе уточнят, что профессиональный уровень — это уровень знаний и умений, которые нужны для исполнения должностных обязанностей. Данный термин заменит понятие "уровень квалификации". Также определят, что надо понимать под областью и видом профессиональной служебной деятельности. Нанимателям разрешат устанавливать для претендентов на должность требования к квалификации, полученной по программе профпереподготовки. Внесут и другие уточнения. Если поправки примут, их надо будет применять через 120 дней после публикации. Проект Федерального закона N 212385-8 В чеке для маркированных товаров хотят разрешить иногда не указывать код маркировки В Законе о ККТ предлагают установить случаи, когда пользователи в момент расчета смогут не формировать данные о маркированных товарах в виде запросов о коде маркировки. В уведомлении о реализации маркированного товара вместо кода маркировки можно будет указывать только код такого товара. Это допустимо, например, если продажа товара происходит с помощью вендинговых автоматов. Также планируют удалить маркированные товары из исключений об отображении QR-кода на дисплее автоматического устройства для расчетов. Поправки начнут действовать с даты опубликования. Проект Федерального закона N 212657-8 Планируют изменить порядок уплаты НДС при покупке для филиала работ и услуг в ЕАЭС Президенту на ратификацию передали поправки к Договору о ЕАЭС. Изменения среди прочего затрагивают правила уплаты НДС по работам и услугам, перечисленным в пп. 4 п. 29 порядка взимания косвенных налогов. Хотят установить: если организация покупает работы, услуги для своего филиала или представительства, который находится либо работает в другом государстве – члене, то местом реализации работ, услуг будет территория этой страны. Проект Федерального закона N 231975-8 Предлагают сильнее ограничить начисления по потребкредитам и займам С июля 2023 года максимальную ставку по потребкредиту или займу предлагают установить в размере 0,8% в день. Сейчас такая ставка — 1% в день. По потребкредиту или займу, который выдали на срок не более года, хотят запретить начисления после того, как их сумма достигнет 130% его размера. Речь идет о процентах, неустойке и других договорных мерах ответственности, а также платежах за отдельные услуги. Сейчас правило применяют, если сумма начислений достигла 150%. Проект Федерального закона N 22118-8 Ряду юрлиц могут запретить применять иностранные мессенджеры для некоторых задач Хотят ввести ограничения для банков, некредитных финансовых организаций, госкомпаний, обществ с долей публичного участия в уставном капитале более 50% и др. С марта 2023 года им могут запретить при реализации товаров, работ, услуг и имущественных прав применять иностранные мессенджеры, чтобы передавать: платежные документы; персональные данные граждан РФ; сведения о безналичных денежных переводах; информацию для проведения платежей; данные о банковских счетах и вкладах россиян. Список таких мессенджеров Роскомнадзор опубликует на своем сайте. Проект Федерального закона N 141597-8 Ретейлу планируют упростить порядок выкладки ряда алкогольных напитков Предлагают отменить требования, которые усложняют работу розничным продавцам: винодельческой продукции, которую произвели и зафиксировали в единой государственной автоматизированной информсистеме учета производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (ЕГАИС) не позже 26 июня 2020 года; коньяка и бренди, которые произвели и зафиксировали в ЕГАИС не позже 2 июля 2021 года. Речь идет о требованиях выкладывать эти товары на полки отдельно от аналогичной продукции, которую произвели после этих дат. Изменения вступят в силу через 10 дней после даты опубликования федерального закона. Проект Федерального закона N 149576-8 Могут ввести много новшеств для перевозчиков, водителей и служб заказа такси С сентября 2023 года предлагают ввести в действие основную часть закона о такси (ч. 1 ст. 36 проекта). Среди прочего планируют создать 3 региональных информресурса: реестр перевозчиков (ст. 6 проекта). В нем укажут в том числе сведения об электронном разрешении на перевозку пассажиров; реестр такси (ст. 10 проекта). В нем будут данные о ТС, их владельцах и т.д.; реестр служб заказа такси (ст. 16 проекта). В него включат среди прочего адреса, по которым расположены базы данных, а также технические средства для получения, хранения, обработки и передачи заказов. В салоне такси обяжут размещать номер записи в региональном реестре перевозчиков такси и пр. (п. 3 ч. 3 ст. 9 проекта). Установят ряд запретов на допуск водителей к управлению такси. В частности, в рейс не выпустят того, у кого на день до перевозки есть более 3 неоплаченных штрафов за нарушения в области дорожного движения. Исключение — случаи, когда сроки уплаты штрафов истекли (п. 4 ч. 2 ст. 12 проекта). Проект Федерального закона N 121564-8 Хотят запретить отказывать в обслуживании тем, кто не будет проходить биометрическую идентификацию В частности, госорганам, бизнесу и нотариусам нельзя будет обусловливать обслуживание физлиц обязательной идентификацией и (или) аутентификацией по биометрии. Речь идет не только об оказании государственных и прочих услуг, но и о выполнении работ, продаже товаров. Объем услуг и работ, а также количество товаров тоже запретят ставить в зависимость от прохождения этих процедур. Положение вступит в силу со дня опубликования федерального закона. Сейчас по общему правилу оператору обработки персональных данных запрещено отказывать в обслуживании, если физлицо не предоставило биометрические сведения. Проект Федерального закона N 211535-8
Источник: Последние законы 2022 года: самые важные новшества © КонсультантПлюс, 1997-2022
29 декабря 2022 12:00 41